Новости

Послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла участникам празднования Дня славянской письменности и культуры

20.05.2012

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил послание участникам празднования Дня славянской письменности и культуры, отмечаемого в России, Украине и Белоруссии 24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Послание будет оглашаться в этот день за Божественной литургией во всех храмах Русской Православной Церкви.

Возлюбленные о Господе архипастыри и пастыри, дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю вас с днем памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, который отмечается в нашей стране и как День славянской письменности и культуры. Отрадно, что с каждым годом этот праздник приобретает все бОльшую значимость, объединяя всех, кто хранит православную веру, любит и чтит отечественную историю, признает выдающийся вклад равноапостольных братьев в формирование славянской культуры.

То, что совершили святые Кирилл и Мефодий почти двенадцать веков назад, можно с уверенностью назвать великим духовным подвигом и судьбоносным событием в истории славянских народов. Осуществив перевод Священного Писания и православного богослужения на славянский язык, они дали возможность нашим предкам познавать Господа Иисуса Христа и прославлять имя Его на родном для них языке.

Просветительская деятельность святых братьев заложила фундамент восточнославянской церковной культуры, формирующей духовную общность народов исторической Руси и являющейся связующим звеном между нашим прошлым, настоящим и будущим.

Сегодня мы являемся наследниками и преемниками бесценного дара, оставленного нам святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием. И мы призваны бережно хранить его, чтобы передать потомкам, ибо духовное развитие стран Святой Руси невозможно без обращения к православной вере, к культурно-историческим истокам, сформировавшим славянскую цивилизацию.

Нынешнее торжество ознаменовано особым событием: принесением в Успенский собор Московского Кремля одной из самых почитаемых в России икон — Иверского образа Божией Матери. Эта святыня, написанная на Святой горе Афон в 1648 году, была привезена впоследствии в Москву, и на протяжении трех с половиной столетий перед ней возносились прошения о нашем Отечестве. После революционных событий верующие надолго были лишены возможности помолиться перед этой иконой. Народным молебном перед сей святыней на Васильевском спуске у стен Кремля и храма Василия Блаженного в Москве откроется празднование Дня славянской письменности и культуры.

Притецем же в покаянии к Пресвятой Владычице нашей Богородице и принесем Ей и ходатаям нашим ко Господу — святым равноапостольным Кириллу и Мефодию — молитвенные прошения о Церкви Русской, о благостоянии святых Божиих Церквей, о процветании Отечества и братских славянских стран, о сохранении народа нашего в мире, единомыслии, в благоденствии и чистоте.

Благословение Царицы Небесной да пребывает со всеми вами.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Подробнее...

Послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви по случаю пятилетия подписания Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и РПЦЗ

20.05.2012

В преддверии пятилетия подписания  Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей.Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

«Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца
и Господа Иисуса.
Благодать со всеми неизменно любящими
Господа нашего Иисуса Христа»

(Еф. 6:23-24).

Ныне Русская Православная Церковь отмечает пятилетие подписания Акта о каноническом общении. Этот документ положил конец многолетнему разделению между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей. Мы вспоминаем о событии большого исторического значения, знаменующем собой преодоление одного из трагических последствий политической и духовной катастрофы, пережитой Россией в XX столетии.

В минувшем веке нашу Родину и Церковь постигли тяжелейшие испытания. Разрушались храмы, осквернялись святыни, грубо попиралась Богом дарованная человеку свобода, хитон церковный раздирали враги внешние и внутренние. Братоубийственная междоусобица погубила миллионы наших сограждан, а лютость безбожных гонителей привела к кончине за имя Христово великого сонма Новомучеников и исповедников Российских.

Революция и последующая гражданская война стали причиной массового исхода из России наших соотечественников. Миллионы их оказались рассеянными по всему миру. Православная вера объединяла беженцев, и они бережно сохраняли огонь веры, передавая его из поколения в поколение. Но драматические исторические обстоятельства вызвали разделение внутри русского православного рассеяния.

Восходя на крест, православная Русь верила в свое воскресение. С особым усердием возносили чада церковные — как в Отечестве, так и за его пределами — молитвы ко Господу и Спасителю нашему об упразднении горестного разделения. В этом чаянии мы обращались к дерзновенному небесному предстательству новомучеников.

Милостью Божией ситуация в стране изменилась коренным образом. Православные люди восприняли это как дар свыше. Русская Православная Церковь обрела полную свободу в том числе и в среде церковно-государственных отношений.

Разделение было болью всей Церкви, скорбью всего народа. И это не преувеличение: достаточно вспомнить, с каким вниманием наше общество следило за начавшимся сближением. Не оставалась безучастной к нему и государственная власть. В процессе диалога мы действовали так, чтобы не наносить ущерба и новых ран друг другу. На этом пути не могло быть победителей и побежденных. В итоге победу одержала вся многомиллионная Русская Церковь, чье единство было восстановлено.

В эти дни мы молитвенно вспоминаем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Высокопреосвященнейшего митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра. В праздник Вознесения Господня 4/17 мая 2007 года на амвоне кафедрального соборного Храма Христа Спасителя они скрепили своими подписями Акт о каноническом общении и совместно совершили Божественную литургию. Мы благодарим также всех тех, кто потрудился и приближал это единство.

Теперь, когда восстановлено наше общение и мы вместе причащаемся от единой Чаши, возблагодарим Всемилостивого Бога, Своею всесильною десницею приведшего нас к вожделенному единству, во славу Его Святого имени и на благо Его Святой Церкви.

Сегодня мы можем смело сказать, что делом исполнили завет святителя Тихона, Патриарха Всероссийского: «Именно в единении, согласном действовании и братской любви — сила». Мы можем с радостью свидетельствовать, что врата адовы (Мф. 16:18) не одолели Русскую Церковь. Она ныне плодотворно совершает свое спасительное служение как в Отечестве, так и за его пределами.

Пятилетие, которое прошло со времени подписания Акта о каноническом общении, было богато добрыми примерами взаимодействия. Не достанет времени, чтобы приводить примеры повседневного соработничества на местах, которые свидетельствуют: наша Церковь не только провозглашена теперь единой, но и на деле таковой является. Даже удивительно, как быстро и легко пали многолетние средостения. Это стало возможным именно потому, что мы были и остаемся носителями одной и той же русской православной традиции, у нас единые духовные и нравственные ценности, которые мы несем миру.

Будем благодарно и бережно хранить великий дар единства Церкви, единства народа Божия. Будем противостоять любым попыткам внести смуту и разделение в жизнь Церкви, поколебать основы ее канонического бытия.

Будем усердно молиться о тех, кто по разным причинам находится еще вне единства с Русской Православной Церковью. Снова и снова приглашаем их в общение любви Христовой, которая не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13:5-7).

Господь же да призрит милостивым Своим оком на наши молитвы и труды и благословит люди Своя миром (Пс. 28:11), о котором Он говорил апостолам перед Своими страданиями: Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю Вам (Ин. 14:27).

Аминь.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Москва,
17 мая 2012 года

Подробнее...

Патриарх Александрийский Феодор поблагодарил Предстоятеля Русской Православной Церкви за благотворительную помощь

20.05.2012

По возвращении из миссионерской поездки по странам Западной Африки, предпринятой весной 2012 года, Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор направил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу письмо, в котором выразил благодарность «за предложенную от всего сердца финансовую помощь в многотрудном деле миссии и благовестия африканским народам».

Средства, врученные Святейшим Патриархом Кириллом в ходе визита Предстоятеля Александрийской Церкви в Москву в январе 2012 года, были использованы Его Блаженством для оказания помощи жителям Сьерра-Леоне, которые пострадали при взрывах противопехотных мин, оставшихся после кровопролитной гражданской войны 1991-2001 годов.

В послании, в частности, говорится: «Неистощимым источником нравственной поддержки является осознание того, что молитвы и на деле проявляющаяся любовь Вашего Святейшества сопутствуют нам в непрестанных трудах по просвещению племен континента и заботах об удовлетворении их многообразных жизненных потребностей».

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Подробнее...

Воскресная школа совместно с молодежной группой участвовала в торжествах, посвященных 925-летию перенесения мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари

20.05.2012

Воскресная школа совместно с молодежной группой участвовала в торжествах, посвященных 925-летию перенесения мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари в Российском православном университете. В рамках обмена опытом в области социального, молодежного и катехизаторского служения храмов Москвы Воскресная школа совместно с молодежной группой представила постер с фотоматериалами о внебогослужебной деятельности нашего храма.

Подробнее...

Скажите, пожалуйста, можно ли крестить человека не на его мирское имя. Мы крестили мужа на Сергея, а зовут его Александр, что нам теперь делать. Он постоянно чувствует какой-то дискомфорт, и часто ругает меня — ведь это я ему посоветовала. Мы с мужем хотели бы прийти к церкви, православию. Какие должны быть наши первые шаги.

18.05.2012

Потребность иметь только одно имя вполне соответствует восприятию человека себя как единой, неповторимой личности. Вместе с тем наличие нескольких имен у человека с древних времен было явлением обычным и ни к какому раздвоению не вело. У многих библейских лиц было два имени: у патриархов Иакова (Израиль) и Иосифа (Цафнаф-панеах). Пророку Даниилу в Вавилоне дали второе имя – Валтасар. Он занимал высокие государственные должности при халдейских и персидских царях. Поэтому второе его имя было в постоянном употреблении. От имени (Даниил), которое ему было дано при обрезании на 8 день, он никогда не отказывался. Симона, брата Андрея Первозванного, Господь наш Иисус Христос, принимая в число Своих апостолов, назвал Петром (Ин.1:42). Имя, данное родителями, также сохранилось во время его дальнейшей жизни: (далее…)

Подробнее...

Что такое душа человека?

17.05.2012

Душа – сотворенное Богом бессмертное духовное начало. Человек, согласно Священному Писанию, двусоставен. Он соединяет в себе душу и тело: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7); «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28). Христианская антропология, берущая начало в священных библейских книгах, подробно разработана в патристике. В богословии святых отцов душа является важнейшей категорией. «Душа, — пишет преп. Иоанн Дамаскин, — есть сущность живая, простая и бестелесная; невидимая, по своей природе, телесными очами; бессмертная, (далее…)

Подробнее...

Как правильно подавать записки о здравии беременных женщин? Что писать перед именем?

15.05.2012

Современному слову «беременная» в церковно-славянском языке соответствует слово «непраздная». «Горе же непраздным и доящым в тыя дни» (Мф. 24: 19; Мк. 13: 17)

 Одно из значений слова «плодоношение» в современном русском языке предполагает беременность: «ношение в себе плода» (Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка. М., 2006. С. 695). Однако в церковной традиции слово «плодоносящие» имеет другой смысл: «должно разуметь как тех, кто из благочестивого обычая и усердия приносит в церковь земные плоды, так и тех, кто частью советами, попечениями и трудами, а частью щедротами своими увеличивает благолепие церкви» (Полный церковно-славянский словарь / Сост. священник Григорий Дьяченко. М., 1993. С. 432. Репринт). (далее…)

Подробнее...

В день инаугурации Президента Российской Федерации В.В. Путина Святейший Патриарх Кирилл совершил молебное пение в Благовещенском соборе Московского Кремля

14.05.2012

7 мая 2012 года в Благовещенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебное пение по случаю вступления в должность Президента Российской Федерации В.В. Путина.

Предстоятель Русской Православной Церкви встретил Президента России с супругой у входа в Благовещенский собор.

В прозвучавшей на молебне диаконской ектении было провозглашено особое прошение «о Президенте страны нашея Российския Владимире, о еже подати ему с небесе, к правлению и правосудию, силу и премудрость, добре страною нашею правити, мир и благоустроение в ней насаждати, врагов же ея и супостат в страх и бегство обращати».

Затем молитву о главе Российского государства вознес Святейший Патриарх Кирилл:

«Боже великий и дивный, неисповедимою благостию и богатым промыслом ỵправляяй всяческая! Призри ныне на усердное моление наше и благослови благое намерение Президента страны нашея Владимира, полагающаго начало правления хранимою Тобою страною нашею Российскою. Умудри и настави его безпреткновенно проходити великое сие служение. Подаждь ему разумение и премудрость, во еже в тишине и без печали люди Российския сохраняти, подчиненная же ему правительства ỵправляти на путь истины и правды и от лицеприятия и мздоимства отражати. Умножи дни жития его в нерушимем здравии и непременяемем благополучии. Подаждь и всем нам, во вся дни правления его, тихое и безмолвное житие и вся, ко временней и вечней жизни потребная, да тако въ мире и тишине поживше, возславимъ Тя, нашего всещедраго Владыку и Благодетеля, и в радости и благодарении сердец наших воспоим: слава Тебе, Богу Благодетелю нашему, во веки веков».

Последование молебна в день инаугурации Президента России было составлено в годы Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Алексия II. Приснопамятный Предстоятель Русской Церкви совершал его трижды — в 2000, 2004 и 2008 годах.

По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к В.В. Путину со словом приветствия, в котором, в частности, сказал:

«Я хотел бы сердечно поздравить Вас, Владимир Владимирович, с избранием, ибо большинство нашего народа сознательно, разумно и свободно избрали Вас Президентом Российской Федерации. И в этом древнем Кремле, где молитвенное напутствие на высшее служение Отечеству получали многие Ваши благочестивые предшественники, сегодня мы особенно горячо молились, чтобы Господь приклонил милость к Вам и к стране нашей, дал Вам силы душевные и телесные, мудрость, крепость духа — все то, что необходимо для человека, несущего огромную ответственность за жизнь и благополучие десятков миллионов людей.

Легитимность Президента основывается на доверии народа. Вы имеете такое доверие. А это означает, что высшей целью служения Президента является служение людям. Для того чтобы это служение было успешно, нужно уметь слышать голос людей. Это очень непростое искусство. Голос народа может заглушаться. Он может заглушаться голосами хорошо организованных групп людей или отдельных личностей, которые нередко готовы свое мнение отождествлять с мнением народа. Способность различать духов (см. 1 Кор. 12:10) и слышать голос народа — это залог успеха служения главы государства. Мы молились сегодня именно о том, чтобы Ваша близость к людям, Ваша способность слышать голос людей обострялась с каждым днем Вашего правления, принося несомненно пользу Отечеству нашему и всему народу нашему.

Успех, любой человеческий успех слагается из многих факторов. Это личные качества человеческой личности, образование, опыт. Но есть еще нечто, что люди, не имея возможности рационально описать, обозначают словом, которое в Церкви не употребляется. Это слово «удача». Никто не знает, что такое удача. Нет рационального описания того, что такое удача. Это некий зазор между усилиями, которые производит человек, напрягая все то, что он имеет, чем обладает, и реальным результатом. Мы используем другое слово для описания вот этого неведомого пространства. Мы называем это помощью Божией. И мы молились сегодня о том, чтобы те способности, которые Бог Вам дал, тот опыт, который Вы приобрели, сопровождался Его благой и всесильной помощью. И верим, что сочетание Божественной благодати и человеческих усилий в Вашем служении народу принесет великую пользу».

В дар главе Российского государства Предстоятель Русской Церкви преподнес старинный образ Божией Матери «Умиление».

За богослужением молились митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион и председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений.

Его Святейшеству сослужили протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве, и протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя. На молебне пел хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря города Москвы (регент — Никон Жила).

Ранее в этот день Святейший Патриарх Кирилл посетил торжественную церемонию вступления В.В. Путина в должность Президента России, состоявшуюся в Большом Кремлевском дворце.

На инаугурации также присутствовали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий, архиепископ Верейский Евгений, схиархимандрит Илий (Ноздрин), секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов), председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Подробнее...